Главная Войти О сайте

Что такое публицистический стиль

Что такое публицистический стиль

Содержание:
  1. Публицистический стиль: цели и функции
  2. Информирование и эмоциональное отношение
  3. Идеологическое и пропагандистское воздействие
  4. Четкость, логичность, стандартизированность
  5. Стандарты и клише
  6. Эмоциональность и художественные средства
  7. Общедоступность и адресность
  8. Словообразование и синтаксис
  9. Авторский стиль

Публицистический стиль: цели и функции

Публицистический стиль – один из книжных функциональных стилей русского языка. Он используется в средствах массовой информации и в публичных устных выступлениях. Публицистический стиль выполняет сразу несколько функций.

Информирование и эмоциональное отношение

Во-первых, тексты, написанные в этом стиле, служат для информирования читателя (слушателя, зрителя). Во-вторых, автор текста выражает эмоциональное отношение к происходящему и старается увлечь, заразить этой эмоцией публику.

Идеологическое и пропагандистское воздействие

В-третьих, публицистические тексты являются сильнейшим средством идеологического и пропагандистского воздействия. Из задач, выполняемых в текстах публицистического стиля, логически вытекают основные признаки стиля.

Четкость, логичность, стандартизированность

Информирование читателей максимально оперативно и доступно осуществляется в СМИ – газетах, журналах, на телевидении и радио, в интернет-СМИ. Для текстов этой сферы характерны четкость, логичность, стандартизированность.

Стандарты и клише

Чтобы сформулировать новость быстро и ясно, журналисты используют речевые стандарты (коммерческие структуры, силовые ведомства, бюджетная сфера и т.п.). Их нужно отличать от клише. Стандарты выражают мысль сжато, но четко. Клише, напротив, размывают суть и мешают восприятию информации.

Эмоциональность и художественные средства

Вторая сторона публицистического стиля – его эмоциональность. Автору нужно убедить читателя в своей правоте, не оставить равнодушным к проблеме. Для этого тексты наполняются художественными средствами, заимствованными из литературного языка, разговорной и официально-деловой речи.

Общедоступность и адресность

Для текстов этого стиля характерны также общедоступность и адресность. Поскольку тематика выступлений в СМИ очень широка, практически безгранична, журналист выступает посредником между различными сферами жизни и читателем. Поэтому любую сложную тему ему нужно раскрыть понятно для широкого круга читателей, но при этом не теряя смысловую нагрузку. Даже если в тексте встречаются сложные термины, их значение расшифровывается. Вместе с тем, сочиняя выступление, автор ориентируется на конкретный сегмент аудитории, поэтому он подбирает такую лексику, которая будет понятна именно этой публике.

Словообразование и синтаксис

Для словообразования в публицистическом стиле характерно использование суффиксов иноязычного происхождения (-изм, -ция), старославянских приставок (меж-, про-, со-), иноязычных приставок (пост-, транс-, контр-, гипер-). С точки зрения морфологии стиль отличается большим количеством существительных в единственном числе, которые приобретают собирательное значение (читатель, зритель), глаголов в настоящем времени. Синтаксические конструкции в таких текстах простые, четкие. Часто используются риторические вопросы и восклицания.

Авторский стиль

Вместе с общими признаками публицистического стиля большое значение имеет авторский стиль. В зависимости от цели публикации, темы выступления и предполагаемого круга читателей автор подбирает из всего разнообразия средств публицистического стиля сочетание тех, которые позволят решить задачу, стоящую перед создателем текста.


CompleteRepair.Ru