Главная Войти О сайте

Диалектика как учение всеобщего развития

Диалектика как учение всеобщего развития

Содержание:
  1. Диалектика: представление о взаимосвязи явлений и изменчивости мира
  2. Древний Гераклит и ростки диалектики
  3. Наивные воззрения и развитие диалектики
  4. Диалектика в Средневековье и вклад Гегеля
  5. Марксизм и развитие диалектики
  6. Современная диалектика и всеобщая взаимосвязь

Диалектика: представление о взаимосвязи явлений и изменчивости мира

Диалектика имеет непосредственное отношение к представлениям о взаимосвязи явлений и всеобщей изменчивости мира. Уже древние философы отмечали, что окружающая человека действительность не является статичной, а постоянно меняется. В дальнейшем эти взгляды нашли отражение в диалектическом методе познания.

Древний Гераклит и ростки диалектики

Под диалектикой в философии понимают теорию развития и самостоятельный метод познания мира. Первые ростки учения о всеобщем движении и связи между явлениями в природе и обществе носили стихийный характер. Выразителем таких диалектических взглядов стал древнегреческий философ Гераклит. Он считал, что природа представляет собой круговорот меняющихся событий, что в мире нет ничего постоянного.

Наивные воззрения и развитие диалектики

Наивные воззрения античных философов были следствием обычного созерцания окружающей действительности. Ученые древности не имели представления о разнообразных формах движения материи, данные о которых стали доступны лишь спустя столетия. Усилия философов были направлены в первую очередь на выявление общих закономерностей, которым подчиняется человеческое мышление в своем диалектическом движении от незнания к знанию.

Диалектика в Средневековье и вклад Гегеля

Во времена Средневековья диалектика превратилась в инструмент ведения дискуссий. При обсуждении философских вопросов ученые прибегали к доводам, которые впоследствии легли в основу диалектического метода. Однако в те времена диалектика продолжала находиться под сильным влиянием идеалистических воззрений на природу и общество. В центре рассмотрения чаще всего лежало движение и развитие мысли, а не разных форм материи.

В целостном виде теорию и методологические основы диалектики разработал немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Будучи одним из самых видных представителей объективного идеализма, Гегель создал систему диалектики, которая отличалась предельной стройностью, хотя имела и неустранимые в рамках идеализма противоречия. Категории и законы, выведенные немецким мыслителем, легли в основу диалектического метода, который впоследствии получил развитие в трудах основоположников марксистской теории.

Марксизм и развитие диалектики

Весомый вклад в становление диалектики оказали представители марксизма: К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ульянов (Ленин). Маркс очистил диалектику Гегеля от идеалистического содержания, сохранив базовые категории и принципы этого метода познания. Так возник диалектический материализм, который рассматривал все изменения в природе и обществе с позиций главенства материи над сознанием и мышлением. Следующим шагом стало приложение диалектики к развитию общества, в результате чего появился исторический материализм.

Современная диалектика и всеобщая взаимосвязь

Современная диалектика представляет собой целостную систему категорий, принципов и законов, через которые раскрывается всеобщая взаимосвязь между явлениями, наблюдаемыми в природе, обществе и мышлении. Диалектика утверждает, что все явления и процессы в мире находятся в непрерывном единстве и движении. Взаимодействуя между собой, предметы влияют друг на друга, подчиняясь причинно-следственным закономерностям.

Учение о всеобщем развитии гласит, что все в мире имеет свое начало, последовательно проходит через несколько этапов становления, после чего закономерно угасает, переходя в иное качество. Эти положения диалектики в наиболее точной форме отражают особенности окружающей человека действительности.


CompleteRepair.Ru