Главная Войти О сайте

Какие бывают методы психолого-педагогических исследований

Какие бывают методы психолого-педагогических исследований

Содержание:
  1. Методы психолого-педагогических исследований
  2. Наблюдение
  3. Анкетирование
  4. Тестирование
  5. Беседа и анализ продуктов деятельности
  6. Вывод

Методы психолого-педагогических исследований

Психолого-педагогические исследования в области педагогики имеют свои особенности в планировании и проведении исследований. Они направлены на изучение закономерностей формирования успешного учебно-воспитательного процесса, и для этого используются те же методы, что и в других отраслях психологии. Однако требования, предъявляемые к процедуре подготовки и проведения исследования, в психолого-педагогической области имеют свои отличия.

Наблюдение

Один из наиболее популярных методов в педагогической практике - это наблюдение. Этот метод представляет собой целенаправленное описание внешнего проявления психических особенностей в деятельности и поведении учащегося. Наблюдение может быть систематическим или несистематическим, сплошным или выборочным, непосредственным или опосредованным, включенным или внешним. Все эти различия зависят от детального плана исследования, наличия специальных приборов и средств, а также от того, является ли наблюдатель членом группы, которую он исследует.

Анкетирование

Еще один метод, широко применяемый в психолого-педагогических исследованиях, - это анкетирование. С помощью специально разработанных вопросов, анкетирование позволяет выявить определенные психические качества человека. Преимуществом этого метода является возможность провести исследование большой группы людей за короткий промежуток времени.

Тестирование

Тестирование - это метод, основанный на использовании фиксированного перечня вопросов и заданий. По результатам тестирования определяются наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Для признания тестов достоверными, необходимо соблюдать строгие требования к надежности и валидности.

Беседа и анализ продуктов деятельности

Еще два метода, часто применяемых в психолого-педагогических исследованиях, - это беседа и анализ продуктов деятельности. Беседа представляет собой диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого. Это может быть клиническая беседа, где исследователь стремится получить максимально полную информацию об индивидуально-личностных особенностях испытуемого, или целенаправленный опрос, который проводится в строгом соответствии с планом. Анализ продуктов деятельности включает в себя анализ различных материалов и продуктов трудовой, учебной, творческой деятельности. С помощью этого метода изучаются индивидуально-психологические особенности развития образного мышления.

Вывод

Таким образом, психолого-педагогические исследования осуществляются с использованием различных методов, таких как наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа и анализ продуктов деятельности. Каждый из этих методов имеет свои преимущества и позволяет получить необходимую информацию о психических особенностях и характеристиках испытуемых. Однако необходимо учитывать специфику педагогической деятельности и уровень развития психических процессов учащихся при планировании и проведении исследования.


CompleteRepair.Ru