Главная Войти О сайте

Основные черты классицизма в литературе

Основные черты классицизма в литературе

Содержание:
  1. Классицизм в литературе: ориентация на античность и правила
  2. Определение классицизма в литературе
  3. Высокие и низкие жанры в классицизме
  4. Принцип "триединства" и определение конфликта
  5. Устойчивые маски и композиция в классицизме
  6. Катарсис и идеализированное изображение жизни

Классицизм в литературе: ориентация на античность и правила

Классицизм - эстетическое направление XVII-XVIII века, основанное на подражании принципам античности. Данное течение встречалось в литературе, живописи, архитектуре, но нас будет интересовать лишь классицизм в литературе.

Определение классицизма в литературе

Классицизм как литературное направление зародился в XVI веке, в Италии. В первую очередь теоретические разработки коснулись драматургии, чуть меньше – поэзии, и в последнюю очередь прозы. Наибольшее развитие течение получило через сто лет во Франции, и связано оно с такими именами, как Корнель, Расин, Лафонтен, Мольер и другие. Для классицизма характерна ориентация на античность. Авторы того времени считали, что писатель должен руководствоваться не вдохновением, а правилами, догмами, проверенными моделями. Текст должен быть связным, логичным, ясным и точным. Как определить, относится ли текст, который перед вами, к направлению «классицизм».

Высокие и низкие жанры в классицизме

Четкое деление на высокие и низкие жанры – первая примета классицизма как литературного направления. К высоким жанрам относятся ода, трагедия, героическая песня. К низким – комедия, басня, сатира и т.д.

Принцип "триединства" и определение конфликта

Для классицизма принципиально важна позиция «триединства». Действие только одно, и оно происходит в одном месте и в одно время. Единственная сюжетная линия разворачивается на одном месте в течении суток - это пришло в классицизм из античности. Для произведений эпохи классицизма характерно противостояние разума и чувства, долга и страстей. При этом отрицательные герои руководствуются эмоциями, а положительные живут разумом, поэтому побеждают. При этом позиции героев очень четкие, только белое и черное. Главное понятие – понятие долга, гражданское служение.

Устойчивые маски и композиция в классицизме

При работе с героями обращает на себя внимание наличие устойчивых масок. Обязательно присутствуют: девушка, ее подружка, глупый отец, несколько женихов (не менее трех), при этом один из женихов положительный, положительный герой, отражающий мораль. Образы лишены индивидуальности, потому что их предназначение запечатлеть основные, родовые признаки героев. Классицизм предполагает наличие экспозиции, завязки, развития сюжета, кульминации и развязки. При этом в сюжет обязательно вплетена некая интрига, в результате которой девушка играет свадьбу с «положительным» женихом.

Катарсис и идеализированное изображение жизни

Доказательства принадлежности текста к классицизму усиливают приемы катарсиса и неожиданной развязки. В первом случае через сострадание к отрицательным героям, попавшим в трудную ситуацию, читатель очищается духовно. Во втором – конфликт решается вмешательством извне. Например, повелением свыше, явлением божественной воли. Классицизм изображает жизнь идеализировано. При этом задача произведения – улучшить общество и его нравы. Тексты рассчитывались на максимально большую аудиторию, именно поэтому особое внимание авторы уделяли жанрам драматургии.


CompleteRepair.Ru