Что такое гротеск
Гротеск (от франц. grotesque - причудливый, комичный) в общем смысле обозначает что-либо, выполненное в уродливо-комическом, причудливо-фантастическом стиле. Это может быть литературное произведение, картина, типографский шрифт.Гротеском, согласно Большой Советской Энциклопедии, называют также орнамент, в котором своеобразным образом переплетаются человеческие формы, маски, растения, животные. Именно таким является древний лепной орнамент, найденный при раскопках в Риме.
В декоративных росписях эпохи Возрождения также использовали гротеск. Одними из самых знаменитых произведений являются фрески в Лоджиях, выполненные по эскизам Рафаэля (1519) и росписи в апартаментах Борджиа в Ватикане художника Пинтуриккьо (1493).
В литературе и искусстве гротеск – тип художественной образности, основанный на гиперболе, смехе, контрасте и сочетании карикатуры и правдоподобия, реального и фантастического, трагического и комического.
Гротеск направлен на выражение основных проблем человеческой жизни и противоречий бытия. Однако созданный в этом стиле мир нельзя понимать буквально и однозначно расшифровывать.
Приемы гротеска использовал в своих комедиях Аристофан. Позже к нему прибегало средневековое искусство (персонажи животного эпоса, фигуры химер на соборах).
Пик наивысшей популярности гротеска пришелся на эпоху Ренессанса. В этом стиле создавали свои произведения многие художники, писатели и поэты. Самые знаменитые из них – «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле, «Похвала глупости» Эразма Роттердамского, графика Калло, живопись Босха и Брейгеля.
Ренессансный гротеск выражал вольность народа и был проникнут демонстративным антиаскетизмом.
С течением времени жанр стал остро сатирическим (Франсиско де Гойя, Джонатан Свифт). Появился также романтический гротеск (Виктор Гюго, Эрнст Теодор Амадей Гофман).
В 19 веке гротеск приобрел популярность у реалистов. Он был характерен для произведений Оноре Домье, Чарльза Диккенса, Гоголя, Салтыкова-Щедрина.
Модернистские настроения 20 века сделали гротеск характерной формой искусства. Его широко использовали в своем творчестве модернисты, экспрессионисты и сюрреалисты (Эжен Ионеско, Самуэль Беккет, Сальвадор Дали).
Модернистский гротеск пронизан сознанием абсурдности бытия и страхом жизни. Его мотивы, а также идеи, присущие реализму, присутствуют в творчестве многих художников и писателей того времени - Кафки, Булгакова, Шагала, Пикассо.
Приемы гротеска использовали в своем творчестве Ярослав Гашек, Чарли Чаплин, Бертольд Брехт.
В этом же стиле написаны некоторые произведения советского искусства - пьесы-сказки Шварца, сатирические комедии Маяковского, опера-сказка «Любовь к трём апельсинам» Прокофьева.
Гротеск характерен также для некоторых комических жанров – фарса, клоунады, памфлета, карикатуры.