Как провести анализ стихотворения
Содержание:- Анализ стихотворений: основные составляющие и последовательность
- Важные сведения о поэте
- Литературное направление произведения
- Творческая история произведения
- Тема и художественно-выразительные средства
- Настроение и образ лирического героя
- Изменение настроения или темпа
- Структура и рифмовка
- Впечатление и выводы
Анализ стихотворений: основные составляющие и последовательность
На уроках литературы или на олимпиаде учащимся часто приходится проводить анализ стихотворений. Эту работу вы сможете выполнить качественно и без особых усилий, если познакомитесь с планом анализа лирических произведений.
Важные сведения о поэте
Начните составлять анализ стихотворения с сообщения самых важных сведений о творчестве поэта. Прежде всего, укажите дату написания лирического произведения и соотнесите с этапами жизни и творчества поэта. Например, в период, который принято называть Болдинской осенью, было написано очень много произведений А.С.Пушкиным. Если вы познакомитесь с историей жизни поэта, то поймете причину такого творческого подъема: в это время А.С.Пушкин готовился к браку с Н.Н.Гончаровой и был счастлив.
Литературное направление произведения
Укажите, к какому литературному направлению относится данное лирическое произведение: классицизму, романтизму, реализму, модернизму и т.д. Попытайтесь прокомментировать выбор поэта. Например, в раннем творчестве М.Ю.Лермонтова, в тридцатые годы девятнадцатого века, преобладает романтизм. В этих произведениях вы сможете почувствовать глубокое одиночество лирического героя, его протест против действительности, общества и т.д.
Творческая история произведения
Раскройте творческую историю стихотворения. Если оно было начато в один творческий период поэта, а закончено значительно позднее, то это важное замечание в анализе произведения. Кроме того, стоит указать сведения о том, что послужило толчком для написания стихотворения. Например, стихотворение "Размышления у парадного подъезда" Н.А.Некрасов написал, когда увидел из окна, как жестоко поступили с просителями-крестьянами у крыльца важного вельможи. За несколько часов он написал стихотворение, хотя до этого находился в творческом кризисе и не мог написать ни строчки.
Тема и художественно-выразительные средства
Укажите тему стихотворения и проанализируйте, при помощи каких художественно-выразительных средств и стилистических фигур поэт раскрывает эту тему. Если поэт использует метафоры, эпитеты, оксюморон и другие художественно-выразительные средства, укажите их. Также отметьте олицетворение, если оно имеется.
Настроение и образ лирического героя
Опишите настроение, которым проникнуто данное стихотворение, и охарактеризуйте образ лирического героя. Сообщите о своем отношении к нему.
Изменение настроения или темпа
Если настроение или темп стихотворения меняется от первых строф к последним, укажите это в анализе.
Структура и рифмовка
Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение, и укажите рифмовку, которую применил автор.
Впечатление и выводы
Сообщите о том, какое впечатление у вас сложилось от прочитанного стихотворения, а также о том, какие выводы о творчестве поэта и его личности вы смогли сделать. Если у вас возникло желание познакомиться с произведениями этого автора подробнее после проведенного вами анализа, обязательно отметьте это.