
В принципе язык умирает тогда, когда уходит из жизни последний его носитель. Хотя в ряде случаев даже мертвый язык продолжает существовать пусть не в виде средства общения, но как сугубо специальный, пример тому латынь. Не имея фактически разговорной формы, он стал международным языком медиков и рецепт, написанный на латыни в Париже, с легкостью прочтут и в Нью-Йорке, и Барнауле.
Аналогично состояние и церковнославянского языка, который, не будучи применим в быту, по-прежнему служит для чтения молитв в ортодоксальной православной церкви.
Практически тоже можно сказать о санскрите, на нем написано множество древних манускриптов, но в разговорной форме его не существует за исключением отдельных элементов. Такое же положение и у древнегреческого языка, которым на сегодняшний день владеют только специалисты.
История знает лишь один случай, когда языку, формально мертвому и не использовавшемуся в быту более восемнадцати веков удалось восстать из пепла! Забытый и использовавшийся лишь для религиозных обрядов язык был восстановлен усилиями группы энтузиастов, лидером которой стал родившийся в 1858 году в белорусском местечке Лужки Элиэзер Бен-Йехуда.
Именно он поставил своей целью возродить к жизни язык своих предков. Естественно владея белорусским языком и идиш, он с детства изучал древнееврейский как язык богослужения. Эмигрировав в Палестину, он первым делом принялся за возрождение иврита.
Иврит, зародившийся между XIIIи VII веком до н.э. иврит стал основой языка Ветхого завета и Торы. Таким образом, современный иврит является древнейшим языком на Земле. Благодаря усилиям Элиэзера Бен-Йехуда и его единомышленников забытый язык обрел голос. Именно голос, поскольку самым сложным оказалось возродить не слова, не их написание, а именно фонетику, истинное звучание древнего языка. В настоящее время именно иврит является государственным языком государства Израиль.