Что такое педагогика как наука
Содержание:- Название "педагогика" и его происхождение
- Педагогика как наука
- Роль опыта в педагогике
- Объект педагогики
- Педагогика и образование
- Задачи педагогики
Название "педагогика" и его происхождение
Название "педагогика" произошло от греческого слова "пайдагогос", что означает "дитяведение". В Древней Греции педагогами называли рабов, сопровождавших детей господина в школу.
Педагогика как наука
Педагогика является наукой, которая собирает и обобщает факты, устанавливает причины и связи в явлениях, связанных с воспитанием и обучением детей. Она описывает изменения, происходящие в развитии личности под влиянием воспитания и обучения. Знания и опыт педагогики необходимы для предвидения и управления процессом личностного развития.
Роль опыта в педагогике
К.Д.Ушинский, великий русский педагог, считал, что для воспитания детей недостаточно полагаться только на личный опыт. Он проводил аналогию между педагогической практикой без теории и знахарством в медицине. Однако житейский опыт передавался из поколения в поколение, изменяясь в соответствии с ценностями времени, но сохранялся в народной педагогической культуре и составляет основу научных знаний педагогики.
Объект педагогики
А. С. Макаренко сформулировал понятие объекта педагогики как науки. Объектом педагогики является педагогический факт, то есть явление, а не ребенок и его психика. Ребенок, однако, остается в центре исследовательского внимания педагогики.
Педагогика и образование
Педагогика, как наука о человеке, изучает деятельность, направленную на развитие и формирование личности, и формирует систему педагогических явлений, называемых образованием. Образование является предметом педагогики и представляет собой целостный педагогический процесс, организованный в семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях. Педагогика изучает суть, закономерности, тенденции и перспективы развития воспитания и образования человека на протяжении всей его жизни.
Задачи педагогики
Основными задачами педагогики как науки являются разработка теории и методов организации деятельности учителя, форм и методов ее совершенствования, а также стратегий и способов взаимодействия педагогов и учащихся. Педагогика постоянно выявляет закономерности в сфере воспитания, образования и управления педагогическими процессами. Ее воздействие приводит к развитию воспитанности, обученности и развитости личности в определенных параметрах. Педагогика непрерывно изучает и обобщает опыт и практику педагогической деятельности, а учителю важно постоянно накапливать эффективные средства влияния на учащихся.