Фигуры речи: определения и примеры
Содержание:- Синтаксические фигуры речи: тропы и обороты
- Исторический аспект фигур речи
- Риторические фигуры речи
- Фигуры повтора
- Фигуры повтора строятся на повторе какой-либо части высказывания.
- Фигуры убавления
- Фигуры перемещения
Синтаксические фигуры речи: тропы и обороты
Синтаксические фигуры речи являются одним из способов замены слов и выражений, в отличие от тропов, которые заменяют только слова или выражения. Однако, в отличие от тропов, фигуры речи заменяют обороты речи. Тропы речи работают на уровне лексики, а фигуры речи — на уровне синтаксиса.
Исторический аспект фигур речи
Первое описание фигур речи было представлено в «Поэтике» Аристотеля. Великий ученый считал, что тропы речи являются неотъемлемой частью науки красноречия. Тропы речи включают в себя риторические фигуры, фигуры повтора, фигуры убавления и фигуры перемещения.
Риторические фигуры речи
Риторические фигуры являются особой группой синтаксических фигур, которые формально диалогичны, но по своей сути монологичны. В риторических фигурах предполагается наличие собеседника, но он не участвует в речи.
Одним из примеров риторической фигуры является риторический вопрос. Этот оборот оформлен вопросительным знаком и усиливает эмоциональность восприятия. Ответ на риторический вопрос не предполагается. Примером может служить фраза «А судьи кто?» от А.С. Грибоедова.
Риторическое восклицание — это оборот речи, оформленный восклицательным знаком, который также усиливает эмоциональность восприятия. Примером может служить фраза «Погиб поэт!» от М.Ю. Лермонтова.
Риторическое обращение используется для привлечения внимания. Примером может служить фраза «Тучки небесные, вечные странники!» от М.Ю. Лермонтова.
Риторическое умолчание фиксируется многоточием и характеризуется синтаксической незавершенностью. Оно создает эффект многозначительности за счет недосказанности. Примером может служить фраза «Речь не о том, но все же, все же, все же...» от А.Т. Твардовского.
Фигуры повтора
Фигуры повтора строятся на повторе какой-либо части высказывания.
Анафора — это синтаксическая фигура, которая основана на повторе слова или группы слов в начале нескольких стихов. Примером может служить фраза «Мне нравится, что вы, больны не мной, Мне нравится, что я, больна не вами» от М.И. Цветаевой.
Эпифора — это повтор в конце нескольких стихов или строф. Примером может служить фраза «Свеча горела на столе, Свеча горела» от Б.Л. Пастернака.
Анадиплосис (стык) — это повтор слова или группы слов в конце стиха или строфы и начале следующего стиха или строфы. Примером может служить фраза «Повалился он на холодный снег, На холодный снег, будто сосенка...» от М.Ю. Лермонтова.
Просоподосис (кольцо) — это повтор в начале стиха и в конце следующего стиха или строфы. Примером может служить фраза «Мутно небо, ночь мутна» от А.С. Пушкина.
Фигуры убавления
Фигуры убавления основаны на нарушении грамматических связей между членами предложения.
Эллипсис (эллипс) — это пропуск подразумеваемого слова. Примером может служить фраза «Билет — щелк, Щека — чмок» от В.В. Маяковского.
Силлепсис (силлепс) — это объединение в общем синтаксическом подчинении неоднородных членов. Примером может служить фраза «Шел дождь и два студента».
Бессоюзие (асиндетон) — это пропуск союзов между однородными членами или частями сложного предложения. Примером может служить фраза «Катятся ядра, свищут пули, Нависли хладные штыки» от А.С. Пушкина.
Многосоюзие — это избыточное количество союзов. Примером может служить фраза «...И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь» от А.С. Пушкина.
Фигуры перемещения
Фигуры перемещения основаны на перестановке и изменении традиционных позиций членов предложения.
Градация — это фигура, в которой однородные члены предложения выстраиваются по усилению интенсивности признака или действия. Примером может служить фраза «Не жалею, не зову, не плачу...» от С.А. Есенина.
Инверсия — это нарушение привычного порядка слов. Примером может служить фраза «Заметался пожар голубой...» от С.А. Есенина.
Синтаксический параллелизм — это одинаковое или похожее расположение членов предложения в соседних частях текста. Примером может служить фраза «Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается».