Как развивалась психология в XX веке
Содержание:- Развитие психологии в 20-м веке: скачок в научных исследованиях
- Возникновение и развитие различных школ психологии
- Этапы развития мировой психологии в 20-м веке
Развитие психологии в 20-м веке: скачок в научных исследованиях
В двадцатом веке психология как наука сделала огромный прогресс в своем развитии. Если в начале столетия наблюдался серьезный кризис в области проведения экспериментов, то в настоящее время благодаря синтезу данных разных школ данный пробел ликвидирован.
Возникновение и развитие различных школ психологии
В начале двадцатого века психология как наука столкнулась с серьезным кризисом. Метод интроспекции, который ранее считался прогрессивным, оказался неэффективным. Вопросы о связи психических явлений с физиологическими оставались без ответа, а психологическая теория отходила от экспериментальной работы. В такой ситуации научные умы начали искать новые методы в психологии, что привело к возникновению нескольких школ.
Одной из основных школ стал бихевиоризм, который оказал огромное влияние на развитие психотерапии. Однако он не дал ответа на многие вопросы, и некоторые ученые рассматривали его как примитивное учение о психике человека.
Гештальтпсихология, возникшая в виде противовеса экспериментальной психологии, стремилась разработать проблемы целостности, которые были поставлены Австрийской школой. Она пыталась понять, как различные части психической реальности взаимодействуют между собой.
Глубинная психология, связанная с именем Зигмунда Фрейда, начала работать с бессознательным человека. Его последователи пришли к выводу, что существует "коллективное Эго", что стало важным прорывом в развитии социальной психологии.
Когнитивная психология, продолжающая учение бихевиоризма, рассматривает человека более полно, учитывая роль его сознания и восприятия, а не только инстинкты.
Гуманистическая психология рассматривает человека как вершину творений природы. Ее представители серьезно изучают вопросы самоактуализации человека, такие как высшие ценности, творчество, свобода, ответственность и любовь. Возникла также экзистенциальная психология, которая развивает гуманистическую психологию.
Этапы развития мировой психологии в 20-м веке
Первый этап: начиная с конца 19-го века и начала 20-го века, развивается экспериментальная психология. Великий вклад в ее развитие внес В. Вундт, который сделал науку объективной и экспериментальной. Это привело к кризису в науке и образованию множества школ.
Второй этап: в начале двадцатого века и до 30-х годов наблюдается методологический кризис. В научной среде не было единого мнения о том, как проводить эксперименты и что должно выступать в роли предмета исследования. На этом этапе большую роль сыграла молодая советская школа психологии.
Третий этап: начиная с 40-х и до 60-х годов, появляется гуманистическая психология. Научные исследования сосредотачиваются на познавательных процессах и развитии интеллектуальных способностей человека. Человек перестает быть просто объектом исследования и становится предметом глубокого изучения с точки зрения гуманизма.
Четвертый этап: данный этап развития продолжается до сих пор. Наука продолжает исследования в рамках различных школ. Большое внимание уделяется эксперименту, и появляются новые методы диагностики. Отдельные школы начинают объединяться, чтобы открыть новые горизонты в развитии науки.
В итоге, развитие психологии в двадцатом веке привело к существенному прогрессу в научных исследованиях. Синтез данных различных школ позволил ликвидировать пробелы в области проведения экспериментов и углубил понимание психической реальности человека.