
Саму идею переноса изображения посредством света можно отнести к IV веку.ТогдаАристотель заметил, что свет, проходящий через небольшое отверстие в оконной ставне, рисует на стене то, что расположено за окном. А "черная комната" существует не только в страшилках - это своеобразное сооружение, созданное арабскими мудрецами, которое использовалось для копирования пейзажей и других красот. "Черная комната" представляли собой затемненные помещения с миллиметровым отверстием в одной из стен, когда на противоположной появляется перевернутое изображение.Эти комнаты сейчас называют первыми камерами-обскурами. В 17 веке таким способом получили изображение перспективы города Архангельска.
Первая компактная камера-обскура создана Йоганессом Цаном в 1686 году. Она была оснащена зеркальной линзой, расположенной под углом45° и проецировавшей изображение на гладкую матовую пластину, откуда оно переносилось художником на бумагу. Такая технология позволяла художникам конца 17 века запечатлеватьпейзажи. Правда, изображения имели низкую четкость, но довольно большую глубину.
Первый фотоаппарат, фиксирующий изображения без помощи руки художника, был изобретен в 1820-е гг. Жозефом Нисефором Ньепсом, подданным Франции. Так называемый "гелиограф" фиксировал картинку при помощи асфальтового лака, нанесенного на металлическую пластину в камере-обскуре. Проходящий через зеркальную линзу свет падал на пластину и, в зависимости от интенсивности освещения лак затвердевал. После обработки такой пластины растворителем возникал рельеф картинки, или"гелиогравюры". Первая гелиогравюра до сих пор хранится в музее. Единственный существенный минус - для создания гелиогравюрного изображения требовалось 8 часов на ярком солнце.
Надо отдать Ньепсу должное - на достигнутом он не остановился. Совместно с французским художником Луи Дагерром он разрабатывал новую технологию - дагерротипию, обнародованную уже послесмерти Ньепса в 1833 году. Суть метода - покрытую тонким слоем серебра медную пластину обрабатывали йодом, в ходе химической реакции на поверхности пластины образовывался светочувствительный йодид серебра. Под действием лучей света на этом слое возникало скрытое изображение, проявляемое парами ртути и закрепляемое раствором тиосульфата натрия. Выдержка такого изображения длилась от 10 до 20 минут.
Выдержка изображения сократилась до нескольких секунд, к появлению в 1885 г. первого портативного фотоаппарата с устройством для проявления фотографий, помещающихся в одном чемодане. Принадлежит устройство подполковнику русской армии Филипенко. В 1894 году Н. Яновский изобрел первый фотографический аппарат, запечатлевающий объекты в движении.