
Речь является инструментом мыслительной деятельности, с помощью речи человек наделяет свойствами предметы и явления. В речи фиксируется понятие о них. Слово – материальная оболочка мысли. Мысль всегда возникает в словесной формулировке, степень продуманности мысли отражается и на словесном уровне.
Словесная формулировка мысли позволяет сделать понятными свои размышления как для других, так и для себя. Словесная фиксация помогает обратить внимание на те или иные моменты, что способствует более глубокому пониманию. С помощью слова возможно логическое и осознанное мышление. Словесная формулировка не позволяет мысли пропасть, к ней можно вернуться через некоторое время для повторного обдумывания.
До овладения речью ребенок находится в доречевой фазе интеллектуального развития. Общение осуществляется мимикой и жестами, интонацией звуков. В возрасте двух лет мышление начинает становиться речевым, а речь – интеллектуальной. Ребенок начинает осваивать символизм речи, начинает использовать слово для общения.
Каждое слово является понятием, относящимся к целому классу однотипных предметов. Понятие - форма мышления, в которой отражаются свойства, связи и отношения предметов и явлений. Оно позволяет углублять знания об объекте, открывая для человека больше, чем способны передать его органы чувств.
Красноречиво отношения мысли и речи представлены в феномене внутренней речи. Во внутренней речи чаще всего подлежащее убирается, слова могут сливаться в одно. Такое слово вбирает в себя множество смыслов. Слово во внутренней речи может заключать в себе смысл целого высказывания. Для перевода во внешнюю речь будет использоваться развернутое высказывание.
Еще одна форма речи – эгоцентрическая, она находится между внешней и внутренней. Эта речь направлена на себя, человек как бы разговаривает сам с собой. Для других она может быть непонятна. Эгоцентрическая речь особенно характерна для детей. У взрослых тоже может встречаться в момент проговаривания решения сложной задачи. Чем сложнее задача, тем активнее пользуется эгоцентрической речью человек.
По мере развития ребенка внешняя речь превращается во внутреннюю, это происходит поэтапно. Сначала постепенно сокращается развернутость внешней речи, после внешняя речь становится шепотной. Лишь после этого ребенок приобретает способность к внутренней речи.