Главная Войти О сайте

Как делать анализ произведения

Как делать анализ произведения

Содержание:
  1. Анализ произведения: процесс синтетический
  2. Инструкция по анализу произведения

Анализ произведения: процесс синтетический

Анализ произведения – процесс синтетический. В нем нужно зафиксировать свои чувства и в то же время подчинить их изложение строгой логике. Кроме того, вам понадобится разложить стихотворение или рассказ на составные части, не переставая воспринимать его как единое целое. Справиться с этими задачами поможет план анализа произведения.

Инструкция по анализу произведения

Инструкция 1: Приступая к анализу любого художественного произведения, соберите информацию о времени и условиях его создания. Это касается общественных и политических событий того времени, а также этапа развития литературы в целом. Упомяните, как была встречена книга читателями и критиками той эпохи.

Инструкция 2: Вне зависимости от типа произведения необходимо определить его тему. Это предмет повествования. Также сформулируйте основную проблему, которую рассматривает автор – вопрос или ситуацию, которая не имеет однозначного решения. В контексте одной темы в произведении может быть рассмотрено несколько проблем.

Инструкция 3: Выделите идею, выраженную автором. Она заключается в предложенном способе решения проблемы. Если такового на данном этапе быть не может, писатель укажет на необходимость и сферу его поиска.

Инструкция 4: Напишите, каким вы увидели отношение автора к теме и проблеме произведения. Объясните, как вы пришли к такому выводу. Увидеть авторскую точку зрения можно как в прямых оценках и репликах, так и в подтексте.

Инструкция 5: Проанализируйте содержание и форму книги. Если перед вами поэтическое произведение, остановитесь на образе лирического героя. Расскажите, как он создается и описывается, какие мысли и чувства выражает. Предположите, насколько далек этот образ от реального, биографического автора. Обратите внимание на форму произведения. Определите, каким размером оно написано, какие рифму и ритм использует автор, с какой целью. Охарактеризуйте тропы и стилистические фигуры, встречающиеся в тексте, и приведите примеры для каждого из наименований.

Инструкция 6: Если вы анализируете эпическое произведение, после определения тематики и проблематики назовите все сюжетные линии, которые есть в книге. Затем для каждой из них распишите сюжетную схему (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка).

Инструкция 7: Говоря о композиции, обратите внимание на то, как скомпонованы все части произведения, сопровождаются ли они рассуждениями автора (лирическими отступлениями), дополнительными образами и картинами, вставками дополнительных сюжетов («рассказ в рассказе»).

Инструкция 8: Опишите образы главных героев произведения, посмотрите, как они взаимодействуют, как развиваются конфликты.

Инструкция 9: После основной части анализа и лирики, и эпоса охарактеризуйте авторский стиль, т.е. особенности выбора темы, построения сюжета, языковых приемов, характерные именно для его произведений.

Инструкция 10: Далее определите литературное направление, к которому относится книга, и жанр произведения. Назовите признаки, которые на это указывают. Если автор несколько нарушил «каноны», расскажите, как и для чего он это сделал.

Инструкция 11: В заключении поделитесь своими собственными эмоциями и ассоциациями, вызванными книгой. Оцените, насколько актуально произведение и как оно воспринимается в современном контексте.


CompleteRepair.Ru